ISSN 2308-4057 (Печать),
ISSN 2310-9599 (Онлайн)

Том 2017, №4, 2017

332
Аннотация

Во втором десятилетии XXI века произошли масштабные изменения, касающиеся деятельности некоммерческих организаций. Во-первых, существенно укрепился статус некоммерческих организаций (НКО) как субъекта социальной политики, чему способствовали некоторые перемены в социально-экономическом устройстве государств, продиктованные условиями глобального кризиса. Данная тенденция характерна для большинства развитых стран мира. Во-вторых, деятельность НКО стала более популярной среди широких масс населения, отчего возросло количество членов НКО и их профессионализм. В-третьих, отвечая на современные вызовы, государственные структуры активно взялись за разработку и внедрение механизмов, поддерживающих и стимулирующих социально ориентированные некоммерческие организации. Все эти факторы говорят о том, что деятельность некоммерческих организаций становится неотъемлемой частью социально-экономических процессов, способствующих повышению качества жизни населения. Перечень общественно полезных услуг, к оказанию которых сегодня согласно нормативно-правовым актам в приоритетном порядке привлекаются НКО, охватывает основной спектр показателей качества жизни населения. Уже порядка 60 % из более 223 тысяч зарегистрированных в стране НКО получили статус социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), что позволяет им рассчитывать на государственную поддержку своей деятельности. Для повышения результативности социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо: дальнейшее совершенствование законодательной базы, включающее льготное кредитование и банковское обслуживание СОНКО; развитие инфраструктуры поддержки СОНКО; активизация обмена опытом, в том числе через создание консультационных центров и внедрение института наставничества в сфере СОНКО; обязательное включение СОНКО в проведение оценки эффективности работы органов власти в сфере социальной политики; более широкое информирование граждан о возможностях получения услуг со стороны СОНКО и их деятельности в целом.

269
Аннотация

Моногород как социально-экономическая система в качестве векторов развития имеет специфические цели и функции. В этой связи наряду с традиционными эволюционными факторами появляются относительно новые социальные требования. К ним можно отнести условия формирования человеческого капитала, уровень социально-культурной инфраструктуры, качество городских сообществ, степень развития коммуникаций. Поэтому в перечень стратегических критериев развития моногородов необходимо включать показатели качества социальной сферы и качества жизни населения. В процессе исследования на базе идентификации понятия и определения структурных составляющих социальной сферы города разрабатываются подходы к оценке и предлагаются способы прогнозирования уровня социальной инфраструктуры моногорода на примере крупного шахтерского поселения Ростовской области – г. Шахты. В результате исследования обосновывается необходимость мониторинга динамики развития социальной сферы моногородов, формулируются группы критериев эффективности управления, обобщаются принципы их шкалирования, даются рекомендации к оценке уровня социально-экономического развития. Анализ динамики развития социальной сферы моногорода должен стать адекватным неидеологизированным интегральным социально-экономическим критерием эффективности и результативности муниципального менеджмента.

424
Аннотация

В статье приводится обоснование учета энергетического фактора при оценке качества жизни домохозяйств. Результатом проведенного исследования является вывод о том, что обеспечение социально-экономического развития, которое можно оценить при помощи такого комплексного показателя, как качество жизни населения (домохозяйств), должен включать такие параметры, как сокращение уровня ресурсопотребления и снижение антропогенной нагрузки на природную среду. Для оценки качества жизни населения (домохозяйств) важно учитывать такой энергетический фактор, как уровень энергосбережения, влияющий на экологические и климатические изменения. Увеличение потребления энергии способствует загрязнению атмосферного воздуха CO2 и, как следствие, изменению климата и возникновению природных аномалий и экологических катастроф. В ходе исследования проведен анализ динамики доходов и потребительских расходов (в т. ч. расходы на ЖКУ) домохозяйств. На основании проведенного анализа авторы пришли к выводу, что качество жизни домохозяйств снижается по причине опережения роста потребительских расходов над их доходами, что можно объяснить снижением эффективности энергообеспечения. Кроме этого, подобное происходит вследствие увеличения энергоемкости ЖКУ по причине потерь данной энергии из-за низкого качества жилых помещений. Учитывая роль энергетического фактора при оценке качества жизни, авторами на основе использования эколого-энергетического подхода предлагается расширить существующие методики включением показателей, оценивающих его влияние. Результатом проведенного исследования является предложенная усовершенствованная методика оценки качества жизни населения, учитывающая энергетический фактор (рассмотрены показатели и порядок их расчета). По мнению авторов, использование эколого-энергетического подхода к оценке качества жизни и применение его для территориальных сравнений (страны, регионы, города) будет способствовать обоснованию рассогласованности темпов роста благосостояния людей и потребления ресурсов (энергетических, биологических и проч.).

307
Аннотация

В статье анализируются факторы, влияющие на социально-экономическое положение монопрофильных муниципальных образований в современной России. Макроэкономические факторы, нарушающие социально-экономический баланс моногорода, могут иметь технико-технологическую, экономическую и / (или) институциональную природу. Технико-технологические факторы связаны с объективной сменой технологических укладов и предполагают опережающие действия субъектов рынка по инновационному развитию. Экономические факторы определяются государственной политикой в области формирования совокупного спроса и регулирования инфляции. Институциональные факторы зависят от установленного в обществе институционального порядка. На основании показателей статистики и результатов социологических исследований доказывается, что из-за инфляции предложения, падения реальных доходов и бедности в современной России снижается потребительский спрос и спрос на инвестиции. Сформированный при непосредственном участии государства действующий институциональный порядок не позволяют должным образом соотносить социальный вклад субъектов рынка с вознаграждением, чтобы направить экономику на выполнение ее главных целей, совместимых с высокими стандартами жизни большинства людей, что приводит к росту социально-экономического и регионального неравенства. Делается вывод, что макроэкономическая природа причин, вызывающих ухудшение социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований в современной России, предопределяет ведущую роль федерального центра в их устранении, а объем финансовых средств, выделяемых на эти цели, должен быть увеличен и сбалансирован. При разработке конкретных мер государственной поддержки моногородов, оказавшихся в сложной социально-экономической ситуации, следует исходить из характера причин, их обусловивших, и анализа системы показателей. Комплекс формально установленных российским правительством показателей социально-экономического положения моногородов в настоящее время несбалансирован и включает только запаздывающие индикаторы.

330
Аннотация

Кластеры рассматриваются как один из видов локальных производственных систем, обязательными признаками которых являются наличие экономических возможностей для саморазвития, управляемость и обеспеченность различными государственными и частными институтами. К числу основных преимуществ кластеров как формы организации производства на территории отнесены территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов-участников кластера; инновационная ориентированность; возможности для усиления конкурентных преимуществ региона размещения кластера; учет положительных синергетических эффектов территориальной агломерации. Дана краткая характеристика мирового опыта формирования современных кластеров, включая подходы, принятые в качестве исходного ориентира стратегического развития за рубежом; страны ЕС, а также концепции кластеризации как способа эффективного использования региональных ресурсов и научно-технического потенциала. Отмечены основные трудности реализации кластерной политики в условиях России, включая слабые позиции прикладной науки; отсутствие эффективного механизма стимулирования развития малых и средних предприятий; недостатки в системе управления; проблемы финансирования и др.

328
Аннотация

Устойчивое развитие сельских территорий и сельскохозяйственной отрасли очень важно для ресурсных регионов, валовый региональный продукт которых на 50 % формируется за счёт добычи и переработки полезных ископаемых. Чтобы иметь возможность проводить грамотную политику развития сельского хозяйства в муниципальных районах, необходимо, в первую очередь, оценить имеющийся потенциал сельских территорий в составе муниципальных районов. В статье описано применение авторского подхода к оценке ресурсного потенциала для развития сельского хозяйства в регионе на примере Кемеровской области. Предложены индикаторы ресурсного потенциала сельских территорий, определяющие разные аспекты развития территории: экономические, социальные и инфраструктурные. В качестве базы анализа и оценки использованы данные муниципальной статистики официальных сайтов Росстата (Кемеровостата). По результатам анализа проведено ранжирование муниципальных районов методом рейтинговой оценки на основе предложенных индикаторов. Сделаны выводы о приоритетах развития сельского хозяйства в отдельных муниципальных районах региона.

253
Аннотация

Предметом работы являются вопросы возникновения и классификации многочисленных «рассредоточенных» институтов развития регионов России в качестве инструмента для диверсификации экономики в целях улучшения партнерства между государством и предпринимателями. Основываясь на функциональном подходе, выделены виды территорий с особым режимом экономической деятельности, различия ОЭЗ по видам деятельности и предоставляемым преференциям, наиболее и наименее привлекательные ТОРЭД для резидентов или участников. Показана актуальность проблемы отсутствия механизмов по экстраполяции опыта создания и функционирования различных территорий для увеличения эффективности использования государственных и муниципальных инвестиций. Проведен анализ используемых целевых показателей для сравнения эффективности деятельности различных ТОРЭД для каждой из территорий, низ- кой результативности ряда ОЭЗ и иных институтов развития, во многом обусловленной проблемами пространственного развития. Сделан вывод о необходимости обеспечения реального федерализма, формирования действенных стимулов для поддержки формирования и реализации потенциала малого и среднего бизнеса в российских регионах.

320
Аннотация

Томская область имеет слабо развитую дорожно-транспортную сеть как федерального, регионального, так и местного значения, что не может благоприятно сказываться на развитии ресурсного сектора экономики, который для области играет одну из ключевых ролей. В статье представлен подход к оценке транспортной доступности отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Томской области с учетом специфики дорожной инфраструктуры и комплекса опасных природных явлений. Предлагается унифицированный набор природно-климатических факторов, лимитирующих функционирование и развитие дорожно-транспортной системы зоны тайги Западной Сибири. На примере отдаленных и труднодоступных местностей Верхнекетского района Томской области авторы проанализировали критерии, характеризующие уровень функциональной составляющей транспортной доступности. Сделаны выводы о том, что низкая степень транспортной доступности территории Томской области в большей мере зависит от экономических условий и состояния транспортной инфраструктуры: отсутствие дорог круглогодичного пользования, низкая доля дорог с твердым покрытием, длительный период отсутствия сезонных переправ через реки, изношенность мостовых переходов, высокие транспортные тарифы.

324
Аннотация

Ухудшающаяся экономическая обстановка вследствие экономического кризиса, начавшегося в 2014 г. с введением санкций в отношении к России от ее западных «партнеров», отразилась и на социально-экономических показателях Кемеровской области. Реальные располагаемые доходы граждан до 2016 г. падали как вследствие высокой инфляции, так и из-за снижения номинальных зарплат. В 2017 г. страна стала выходить из кризиса за счет так называемого импортозамещения. Однако ситуация еще далека до предкризисного уровня. Экономическая нестабильность и риск обесценивания накопленных средств толкает жителей Кемеровской области к увеличению доли сберегаемого дохода. Невысокий уровень финансовой грамотности кузбассовцев приводит к тому, что сбережения население предпочитает хранить либо дома, либо на банковском депозите. Такая форма накоплений, хотя и является удобной и практически безрисковой, в реальности даже не сохранит накопленные средства от инфляционного обесценивания и не принесет сколько-нибудь значимого дохода. Целью статьи является изучение вопросов инвестиций личного дохода как фактора улучшения качества жизни жителей Кемеровской области на примере моногорода Юрга.

285
Аннотация

В статье исследованы и обобщены теоретические взгляды на сущность и содержание системы управления агропромышленного комплекса Кыргызской Республики, изучены проблемы, недостатки, опыт в достижении управления в реализации экономических реформ и возможности его использования в условиях республики. Проанализировано состояние социально-экономического развития республики в современных рыночных условиях, выявлены тенденции развития агропромышленного комплекса на основе исследования вопросов взаимодействия органов управления, разработан механизм совершенствования взаимодействия системы управления, практических подходов к экономическому программированию и решению проблем управления в агропромышленном комплексе, в реализации экономической политики. В совокупности разработанные предложения по организации корпоративного управления агропромышленного комплекса будут способствовать успешному решению задач по повышению экономической эффективности аграрного сектора, конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и в конечном итоге – обеспечения продовольственной безопасности Кыргызской Республики. С учетом индивидуальных особенностей и параметров предприятий различных институциональных форм хозяйственного окружения, географического положения и многих других макро- и микроэкономических факторов разработана методика рациональной организации корпоративного управления, включая интересы государства и регионального бизнеса

257
Аннотация

Необходимость изучения инвестиционных проблем обусловливается тем, что инвестиции являются одним из основных средств интеграции молодой суверенной национальной экономики в процессе глобализации хозяйства. Инвестиционная политика реципиента капитала, помимо общетеоретических положений и особенностей реформации экономики конкретной страны, должна содержать механизмы, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций в целях повышения эффективности национальной экономики. Экономические преобразования в Кыргызстане протекают в условиях дефицита инвестиций. Незначительная часть долгосрочных кредитных вложений, малые объемы бюджетных вливаний, отсутствие внутреннего рынка инвестиций – все это свидетельствует о явно низкой инвестиционной активности экономики страны. Цель настоящего исследования заключается в проведении системного обобщения условий инвестирования в новых формах управления в условиях общей глобализации сельского хозяйства. Уточнены основы формирования инновационного развития АПК, выявлены направления устойчивого развития АПК, предложены пути формирования инновационной модели развития аграрного сектора, разработаны некоторые пути оптимизации инвестиционного развития растениеводческой культуры и животноводства Кыргызской Республики. В статье намечены основные пути повышения эффективности их использования, проведена качественная оценка инвестиционного климата национальной экономики.