ISSN 2308-4057 (Печать),
ISSN 2310-9599 (Онлайн)

Том 2018, №2, 2018

325
Аннотация

Интеграция России в мировую экономику отрицательно сказалась на социально-экономическом положении моногородов и монопоселений. На поддержку моноструктур государство выделяет миллиардные средства, но уровень жизни населения последовательно ухудшается. Основная причина сложившейся ситуации – несовершенство механизмов государственной поддержки, ориентированной исключительно на создание инновационных производств. Правовые акты, регулирующие поддержку, формируются в спешке, не учитывают специфику региональной экономики и не содержат четких рекомендаций реализации инновационных проектов. Выделяемые субсидии предоставляются несвоевременно, что создает регионам трудности в реализации проектов и планировании собственных бюджетов. Механизм предоставления бюджетных средств через Фонд развития
моногородов, не являющийся участником бюджетного процесса, вывел процесс расходования бюджетных средств за рамки правового поля, что исключает должный контроль за расходованием бюджетных средств. При этом градообразующие предприятия, являющиеся критерием определения монопрофильности образования, оказались лишенными какой-либо федеральной поддержки.

306
Аннотация

Предметом данной статьи являются особенности развития малого и среднего предпринимательства и его поддержка со стороны государства в Кемеровской области. В статье представлены результаты исследования текущего уровня развития сектора малого и среднего бизнеса в Кемеровской области, включившего анализ структуры малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности; проанализированы особенности государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области за 2014–2019 гг.»; представлен анализ целей, задач, целевых показателей, а также анализ структуры и объема финансирования данной программы. Целью исследования является выявление проблем развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области. В результате работы были отражены промежуточные аспекты реализации государственной программы, которые в свою очередь соответствуют поставленным программным целям; выявлены проблемы и ограничения
реализации данной программы и сформулированы предложения, направленные на
преодоление данных проблем 

307
Аннотация

В статье исследованы теоретико-методические подходы к классификации регионов с позиций современной регионалистики, дана социально-экономическая характеристика Республики Крым как аграрно-ориентированного региона. Отражены результаты мониторинга современного состояния АПК Республики Крым. Показано, что при производстве 17,1 % валового регионального продукта в аграрной сфере экономики занято всего 5,0 % трудового потенциала региона, а среди обучающихся в Крыму аграрную направленность выбрали лишь 6,3 % студентов. На основании комплексного анализа системы аграрного образования Республики Крым выявлено, что, несмотря на явный образовательно-отраслевой дисбаланс, проблема дефицита квалифицированных кадров для экономики региона с учетом наличия аграрного вуза и ряда учреждений среднего профессионального образования в настоящее время не является острой. С целью решения более актуальной задачи повышения качества подготовки молодых специалистов-аграриев и формирования механизма их привлечения в сельскую местность для трудоустройства разработан системно-целевой подход к аграрному образованию в регионе. Основой трансформации системы аграрного образования Республики Крым должна стать модель межотраслевого баланса кадрового обеспечения АПК, сформированная в рамках программ устойчивого развития сельских территорий региона

300
Аннотация
Расселение населения представляется значимым фактором устойчивого развития территории. Диспропорции, сформированные в течение определенного периода времени в пространственном развитии, касающиеся главным образом диспропорций центра и периферии, городских и сельских поселений, актуализируют внимание к процессам расселения населения, выявлению перспектив их развития. На протяжении последних десятилетий основной тенденцией в расселении выступает стягивание населения к центру и отрицательная динамика периферийных территорий. Глубинные трансформационные изменения в России, совпавшие со значительными демографическими переменами, привели к усилению дихотомии между фокусными точками и провинцией. В северных и арктических регионах это выражается в сокращении числа населенных пунктов, как городских, так и особенно сельских. Разрежение поселенческой сети, углубление территориальной концентрации населения приводят к еще большему обезлюдению пространства. На фоне свертывания сельского расселения происходят изменения в городском расселении, где значительную долю имеют моногорода. Нестабильность градообразующей базы создает угрозы демографическому потенциалу моногородов. Моногорода, возникновение которых на Севере связано со спецификой регионального развития территорий, ориентированного на добычу природных ресурсов стратегического значения, не должны оцениваться только как несостоятельная форма пространственной организации населения. Сохранение ориентации на сырьевую экономику, которая по-прежнему остается основным подходом в развитии северных и арктических территорий, вряд ли будет способствовать как диверсификации
экономики, так и созданию условий для комплексного развития системы расселения, в том числе и моногородов
264
Аннотация

Предмет исследования – занятость выпускников вузов на примере Сибирского федерального округа. Цель – оценка качества занятости выпускников. Исследование базируется на микроданных обследования рабочей силы, проводимого Росстатом. Методология основана на сравнении качественных характеристик занятости (трудоустройство в соответствии с уровнем и профилем образования, формальная / неформальная, полная / неполная занятость), на основании которых могут быть сделаны выводы о спросе на труд выпускников. Методы исследования – дескриптивный анализ, регрессионный анализ.
Полученные результаты показали, что треть выпускников трудится на рабочих местах, не требующих высшего образования, и не по профилю полученного образования. Каждый восьмой занят в неформальном секторе. Эти показатели свидетельствуют о более низком качестве занятости выпускников, работающих на территории Сибирского федерального округа, по сравнению со средними для России характеристиками. Регрессионный анализ выявил, что трудоустройство в соответствии с уровнем и профилем полученного образования детерминировано преимущественно индивидуальными характеристиками выпускников. Лучшие шансы имеют специалисты в области медицины, худшие – выпускники сельскохозяйственных специальностей и направлений подготовки. Не подтвердились предположения о высоком спросе на специалистов в области техники и технологии и о низком спросе – на специалистов в области экономики и управления. Их показатели трудоустройства примерно равны и соответствуют средним значениям.  Полученные выводы могут быть использованы при формировании программ развития образования (прежде всего, на уровне опорных университетов) и совершенствования образовательных программ

311
Аннотация

Город Гуково – средний город Ростовской области с населением около 65 тысяч человек, монопрофильность которого определяется угледобывающей промышленностью. После закрытия угольных шахт в постсоветский период многие потеряли работу и стали уезжать на заработки в другие регионы. Сегодня население города в основном работает в социальной сфере, торговле и сельском хозяйстве. Гуковчане связывают перспективы развития производственной и социальной инфраструктуры города с созданием территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Гуково». В настоящее время уже осуществляют производственную деятельность предприятия – резиденты ТОСЭР, ориентированные на машиностроение, изготовление железобетонных конструкций, углеродосодержащих материалов, подсолнечного масла, текстильной продукции. Целью данной статьи является освещение актуальных социально-экономических проблем муниципального образования «Город Гуково» – ТОСЭР «Гуково», представленных через призму мнений его жителей. Исследование основано на материалах глубинных интервью.

318
Аннотация

Экономическое развитие страны зависит от экономического развития регионов и в значительной мере от развития монопрофильных муниципальных образований на территории этих регионов – моногородов, что во многом определяется способностью моногородов диверсифицировать свою хозяйственную деятельность. Одним из способов осуществления этого – без ущерба развитию профильной деятельности – является применение к моногородам кластерного подхода с их рассмотрением в роли элементов кластера, действующего на территории региона. Такой подход позволит скоординировать региональную политику в отношении своего пропорционального развития со стратегической
политикой муниципальных образований. В работе раскрыта сущность понятия «моногород», отражены основные проблемы развития этих образований, изучен кластерный подход как средство улучшения моногородов и регионов в целом. В частности, обсуждаются условия, при которых участниками кластера могут быть получены внешние – по отношению к моногородам – положительные эффекты, а также обстоятельства получения самими моногородами части синергетического эффекта от деятельности регионального кластерного образования

304
Аннотация

Сокращение численности градообразующих предприятий в моногородах приводит к снижению уровня жизни и миграции населения в другие города. С экономической точки зрения поддержка таких городов является нецелесообразной, и возникает необходимость поддержки наиболее быстрой миграции населения в более благоприятные города. Но с другой стороны, для системы расселения в России характерна разреженность, и во многих случаях изолированно расположенные моногорода важны для целостности территориальной структуры страны. В статье выявлены основные факторы, которые могут влиять на повышение привлекательности моногородов для населения. Описанный подход может быть эффективным инструментом оценки потенциала развития моногородов. Апробация
предлагаемого подхода на Республике Татарстан и Кемеровской области позволила сделать вывод, что стратегическим направлением в области развития моногородов должна быть работа с экономическим разнообразием города. Наращивание темпов экономического роста, достижение устойчивых фаз роста деловой активности можно получить от развития малого и среднего бизнеса 

310
Аннотация

Исследование, результаты которого приведены в данной работе, направлено на выявление роли градообразующих предприятий в решении проблем моногородов. В качестве эмпирических данных использованы результаты контент-анализа сайтов моногородов, анализ комплексных инвестиционных планов, статистических данных и данных социальных отчетов ряда градообразующих предприятий. В статье рассматриваются направления деятельности градообразующих предприятий в территориях их присутствия по созданию условий для развития предпринимательства, созданию новых рабочих мест в отличных от основной деятельности отраслях. Это позволяет диверсифицировать рынок труда моногоро-
дов и снизить напряженность на рынке труда. Перспективными направлениями,
поддерживаемыми градообразующими предприятиями, являются диверсификация
собственного производства, профессиональная ориентация молодежи, обучение и переобучение населения, развитие социального предпринимательства. В результате проведенного исследования разработаны модели, способствующие комплексному развитию территорий моногородов. В работе акцент делается на необходимость привлечения местного сообщества для реализации планов и программ градообразующих предприятий по развитию территорий их присутствия

258
Аннотация

Рациональный выбор приоритетов в области научных исследований и разработок в университете является основополагающим фактором получения поддержки, финансирования и коммерциализации НИОКР. От этого выбора зависит и решение технических, экономических, экологических, образовательных и гуманитарных проблем регионов и городов, в которых располагаются высшие учебные заведения. Выбор приоритетов в области научных исследований и разработок может обуславливаться множеством причин, в их числе продолжение научных исследований диссертации; область научных интересов сотрудников университета; вследствие доступа к хорошей лабораторной базе; актуальности в научном сообществе России; актуальности в мировом научном сообществе; в интересующей области научных знаний; спрос со стороны заказчика (организации, предприятия); выбор в соответствии с преподаваемым курсом; с направлениями государственной программы «Национальная технологическая инициатива»; с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий РФ; с «Форсайт»; с областями, поддерживаемыми различными фондами в виде грантов, субсидий. Целью исследования является анализ процесса выбора
приоритетов в области научно-исследовательских работ, проводимых сотрудниками Комсомольского-на-Амуре государственного университета (КнАГУ). Авторами рассмотрена динамика объемов выполнения научных исследований и разработок в России и в университете. На основе опроса сотрудников вуза выявлены подходы к выбору тем научно-исследовательских работ. Предложены рекомендации по совершенствованию процесса выбора учеными приоритетов в проводимых исследованиях и разработках

271
Аннотация

В статье с позиций институционально-синергетического подхода представлена концепция проектирования территорий опережающего социально-экономического развития. На первоначальном этапе предлагается определиться с системой базисных характеристик, которые структурированы на основе дихотомического метода. Выбор одного из двух возможных решений (суть дихотомии) позволяет занять принципиальную позицию по наиболее острым вопросам формирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), сфокусировать ресурсы и выработать каркас стратегического планирования. В статье систематизированы факторы, влияющие на принятие решения бизнесом о резидентстве и которые необходимо учитывать при разработке моделей ТОСЭР. Разработанная классификация моногородов, получивших статус особых территорий, представлена в виде трех матриц, где учтены различия в уровне
доходов, экономического развития, демографического потенциала территорий.  Предлагается в синергетический потенциал моногородов помимо ресурсов территории включать уровень и качество стратегического территориального планирования, уровень взаимодействия стейкхолдеров территории, качество системы управления территориальным развитием. Предложенный подход позволяет акцентировать внимание на институтах развития и институциональных преобразованиях, а также учитывать существенные различия социально-экономического развития моногородов, получивших статус ТОСЭР, их синергетический потенциал развития, системообразующие и системоформирующие факторы

309
Аннотация

Предмет исследования – роль опорного университета в формировании экономики знаний в ресурсодобывающем регионе. Цель работы – раскрыть роль опорного университета в развитии ресурсодобывающего региона по направлению к экономике знаний через его базовые функции – социальную и экономическую, ориентированные на насущные потребности местного сообщества, с учетом природной и хозяйственной специфики региона. Методы проведения работы – элементы системного анализа. Результаты работы: выделены компоненты развития, критически важные для инновационного развития Кузбасса – типичного ресурсодобывающего региона страны, на которые влияет опорный университет; раскрыта роль опорного университета в формировании экономики знаний через определение его социальной и экономической функций; установлено веросозидающее
предназначение университетского образования в обществе, основанном на знании. Область применения результатов – разработка стратегии развития высшего образования в Кемеровской области. Выводы: 1. Критически важные составляющие регионального развития, на которые влияет опорный университет, включают человеческие ресурсы, в том числе меры преобразования социальной инфраструктуры; природные ресурсы совместно с экологией; культурные и демографические ресурсы развития. 2. Новые модели университетского образования соединяют в себе процессы рыночной экономики и традиционные социально-культуротворческие функции университета, особенно актуальные для социализации экономики знаний. 3. Социальная функция опорного университета обусловлена его главной традиционной функцией формирования у обучающихся современной картины мира и состоит, прежде всего, в создании прочной основы для демографического роста в регионе. 4. Экономическая функция опорного университета заключается в первую очередь в привитии обучающимся практических навыков, позволяющих сразу же после окончания вуза активно включиться в региональную производственно-хозяйственную деятельность

290
Аннотация

В соответствии с критериями, разработанными Правительством РФ в 2014 г., 16 городов Челябинской области получили официальный статус моногорода. Только четыре из них относятся к категории со стабильной социально-экономической ситуацией. Для остальных моногородов повышение их жизнеспособности – актуальная задача. Одним из способов ее решения на сегодняшний день является механизм создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Первые резиденты ТОСЭР в Челябинской области были зарегистрированы в г. Бакал. В конце 2017 г. к нему присоединился Верхний Уфалей, где также появились потенциальные инвесторы. Кроме ТОСЭР в Челябинской области на базе моногородов активно развиваются индустриальные парки как механизм привлечения инвестиций в экономику моногорода и создания новых рабочих мест. Анализу проблем, с которыми столкнулись первые ТОСЭР и индустриальные парки в Челябинской области, а также перспективам их дальнейшего развития посвящена данная статья.

360
Аннотация

Одним из стратегических приоритетов опорных университетов России является развитие технологического предпринимательства. Рядом университетов страны уже накоплен определенный опыт обучения технологическому предпринимательству. Формирование опорных вузов как центров стратегического развития региона и его моногородов требует разработки новых подходов к обучению технологическому предпринимательству. В статье рассматривается механизм построения инновационной экосистемы, способствующей формированию предпринимательских компетенций у обучающихся опорного университета. На примере Кемеровской области определены основные особенности и задачи системы
обучения технологическому предпринимательству в опорном вузе, учитывающие стратегию и ключевые проблемы региона. Отражены ключевые особенности обучения технологическому предпринимательству для регионов с преобладанием монопрофильных муниципальынх образований. Представлены потенциальные направления развития технологических предпринимательских инициатив, связанные с преодолением монозависимости городов Кемеровской области. Результаты могут быть использованы в практике обучения технологическому предпринимательству в интересах моногородов, а также для формирования муниципального заказа на образовательные услуги.

266
Аннотация

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе через создание территорий опережающего социально-экономического развития. Создание таких территорий с особым режимом началось с Дальневосточного федерального округа. В 2014 г. инициатива по созданию территорий опережающего социально-экономического развития распространилась и на моногорода. Главной целью их создания является развитие на территории моногорода бизнеса, не связанного с градообразующим предприятием. Для Республики Карелия вопросы, связанные с моногородами, являются актуальными. На территории республики находятся одиннадцать моногородов, из которых в двух созданы территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы» и «Кондопога». Цель статьи – дать
оценку функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и их влияния на развитие региона, а также выявить проблемы и разработать предложения по их устранению. При написании статьи использовались такие общенаучные методы и приемы, как индукция и дедукция, синтез, сравнительный и сопоставимый анализ. В статье раскрыты особенности и роль территорий опережающего социально-экономического развития в экономическом развитии страны и региона, в частности, на примере Республики Карелия. Выявлены и определены проблемы дальнейшего развития территорий опережающего развития, предложен ряд конкретных мер по повышению эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития

317
Аннотация

Для региональной экономики и для экономики страны в целом необходимо правильно оценить экономический потенциал их территорий. Ошибки или неточности, допущенные при этом, могут привести не просто к неэффективному расходованию бюджетных средств, но и к неверному выбору стратегии развития, что может обернуться потерей конкурентоспособности экономики региона, его городов и отразиться на развитии национальной экономики в целом. Цель данной работы – дать сравнительную оценку экономического потенциала Новосибирской области и других регионов Сибирского федерального округа. В исследовании рассмотрен социально-экономический потенциал региона как важный показатель территориального развития. Выполнена его оценка на основе индексного метода и кластерного подхода. Выбрано шесть групп показателей развития регионов Сибирского федерального округа. Применялся метод стандартизации
показателей с использованием дисперсии и иерархические методы кластеризации.  Выявлены кластеры Сибирского федерального округа. Проведен сравнительный
анализ потенциала Новосибирской области и регионов из других кластеров. Сравнение Новосибирской области с её соседями-представителями других, существенно отличных кластеров – Омской областью и Республикой Алтай – позволяет заключить, что Новосибирская область превосходит соседние регионы по своему экономическому потенциалу. В экономике области наиболее развиты (следовательно, наиболее перспективны для использования в качестве локомотивов регионального развития) производственная, инфраструктурная и трудовая составляющие потенциала. Остальные компоненты относительно отстают, что обуславливает необходимость обратить на них внимание со стороны органов власти и управления. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональной экономической политики

293
Аннотация

Применительно к деятельности Камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам» рассматриваются вопросы интеграции механизмов проектного управления в стратегию инвестиционной деятельности структур кластера. Подобная стратегия, реализуемая структурами «Иннокама» в среде открытых инноваций, охватывает совокупность проектов инновационной направленности, включая создание инжиниринговых центров по разработке гибких производственных систем, проектирование высоких технологий, роботизированных комплексов нового поколения и т. д. Анализируются особенности функционирования инновационного кластера в среде открытых инноваций, которая характеризуется высоким уровнем неопределенности. Приведена бизнес-модель использования стратегического партнерства структур «Иннокама», ориентированная на среду открытых инноваций. Разработан инструментарий стратегического анализа, результаты которого используются структурами «Иннокама» при создании массива исходных данных, необходимых для проектирования стратегии проектного управления.
Исследован механизм и принципы разработки стратегии проектного управления  применительно к инвестиционной деятельности структур «Иннокама». С учетом специфики функционирования этих структур модернизирована методология сценарного планирования и предложен инструментарий выбора наилучшего варианта стратегии проектного управления.
Сформулированы предложения по построению многоуровневой системы управления с учетом особенностей инвестиционной деятельности структур инновационного кластера «Иннокам». Применительно к каждому уровню управления даны критерии оценки эффективности функционирования системы. Доказана целесообразность использования контроллинга, выполняющего роль обратной связи в системе управления и позволяющего оценить результативность реализации структурами «Иннокама» разработанной стратегии проектной деятельности.

289
Аннотация

Дальнейшее развитие моногородов, решение их острых социальноэкономических вопросов требует проведения модернизации, перепрофилирования градообразующих предприятий на инновационной основе, формирования нового «имиджа» города, что невозможно без привлечения существенных финансовых ресурсов. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, необходимости реализации крупных инвестиционных проектов необходимо использовать наиболее эффективные методы финансирования инвестиционной деятельности в моногородах. Обосновано, что в моногородах, экономика которых характеризуется высоким уровнем рисков, целесообразно использовать при финансировании инвестиционных процессов такой метод, как проектное финансирование. Мировой опыт управления экономикой в рисковых и кризисных ситуациях показывает, что
проектное финансирование является наиболее эффективной и устойчивой формой
финансирования, что оправдывает значительные юридические и административные издержки, свойственные его реализации на практике. Региональный анализ мирового рынка проектного финансирования позволяет сделать вывод, что данная форма финансирования особенно полезна для стран и регионов с недостаточно развитыми институтами.

267
Аннотация

Предметом данной работы являются старопромышленные моногорода и монопродуктовые регионы Пермского края. Цель – разработка стратегических подходов к решению научно-практической проблемы реализации заявленных перспектив ТОСЭР, созданных в границах монопродуктовых регионов. Основу методологии работы составили: волновая теория (Н. Д. Кондратьев), концепция инновационной активности (Г. Менш), кластеров (М. Портер), тройной спирали и др. Результатом работы является Концепция ТОСЭР, созданной в границах старопромышленного монопродуктового региона. Ее основа – Концепция инновационного развития старопромышленных моногородов [1]. Областью применения результатов работы являются монопродуктовые регионы, планирующие подать заявку
для приобретения статуса ТОСЭР. Также область применения результатов работы
включает монопродуктовые регионы, уже имеющие статус ТОСЭР. Выводом является следующее заключение автора: подаче заявки должна предшествовать работа по выработке научно-обоснованной стратегии развития монопродуктового региона, которая получила бы поддержку населения в ходе широких общественных обсуждений, организованных органами власти региона.

328
Аннотация

Рассматриваются подходы к решению проблем, связанных со спадом в развитии старых промышленных отраслей в моногородах. Цель данной работы – показать необходимость применения стратегического подхода и взаимодействия всех уровней управления. Особое внимание в статье уделяется поселениям с сырьевой специализацией экономики. Предприятия минерально-сырьевого сектора имеют естественные пределы эффективного развития, связанные с постепенным исчерпанием ресурсной базы. Диверсификация экономики сырьевых территорий и моногородов вполне логично увязывается со своевременным решением стратегических задач по обеспечению их долговременного устойчивого развития. Стратегические аспекты важны и при формировании планов освоения новых месторождений сырья. Комплексный анализ должен помочь избежать рисков появления новых моногородов с плохой перспективой долгосрочного развития.
Проанализирован международный опыт (Германии, Канады и Китая). Показано, что прогресс в решении проблем моногородов зависит от стратегических партнерских отношений между федеральными, региональными и муниципальными органами управления, а также от их сотрудничества с бизнесом. Не может быть единой стратегии развития для моногородов различного типа. Выбор пути развития каждого моногорода определяется его социально-экономическими характеристиками (в первую очередь, такими как удаленность или близость к крупным городским агломерациям, отраслевая принадлежность и перспективы развития градообразующего предприятия, возможности диверсификации экономики, инвестиционный потенциал и возможности для привлечения инвесторов).
Процесс позитивных перемен, как правило, нелегкий и небыстрый, поэтому важно
обоснование того, к чему стремимся и как этого можно достичь. Методы экстраполяции в данном случае, как правило, не работают.

253
Аннотация

Предмет работы – модели социально-экономического развития моногородов на основе инноваций в здравоохранении и медицине. Основу методологии статьи составили работы А. И. Татаркина, В. Н. Бобкова, И. В. Макаровой, П. С. Мстиславского, А. Н. Олейника, В. И. Перхова, О. В. Пушкарева, О. М. Роя. Область применения результатов работы: научно-практические исследования в области инноваций в здравоохранении, высокотехнологичной медицинской помощи, практико-ориентированных проектов инновационного развития территорий, проектной деятельности – для решения проблем развития моногородов со сложной социально-экономической ситуацией. Результаты работы: указано на прямую взаимосвязь качества жизни населения моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией и здоровья населения, несущего потери ввиду состояния здравоохранения в конкретном моногороде этой группы, социально-экономической политикой местной и региональной власти, отсутствием связи программ развития моногородов со сложной социально-экономической ситуацией с современными производствами новейшей продукции, новейших технологий. Вывод заключается в рекомендациях по открытию в моногородах производств инновационной продукции, технологий, связанных с обеспечением населения высокотехнологичной медицинской помощью, услугами. Это приведет к повышению качества жизни, росту воспроизводственного потенциала, численности, плотности населения, изменению возрастного состава, росту продолжительности жизни, скорректированной по качеству, другим положительным результатам по направлению здравоохранения. Указанные изменения будут способствовать переходу ситуации, исследуемой по показателю качества жизни, из предкризисной или кризисной – в нормальную. Для моногородов категории с наиболее сложной социально-экономической ситуации эти изменения будут содействовать их переходу в группу моногородов со стабильным развитием социально-экономических процессов.

266
Аннотация

В статье рассматриваются составные элементы человеческого капитала, их влияние на развитие региона. Отмечается особая роль здоровья как важной составляющей человеческого капитала в повышении эффективности производства. Рассматриваются существующие подходы к определению трудового и кадрового потенциала на уровне личности, организационного образования (предприятие, регион, общество в целом). Анализируются направления их рационального использования на примере транспортных предприятий г. Кемерово и Кемеровской области и излагаются конкретные предложения по улучшению работы в этом направлении. Приводятся результаты социологического исследования авторов в области мотивации персонала анализируемых предприятий и фактов нарушений в сфере трудовых отношений, их взаимовлияние. Акцентируется внимание на способах противодействия руководству предприятий в случае нарушения трудовых прав. Подчеркивается необходимость социальной ответственности бизнеса в поддержании и развитии человеческого капитала. Обозначена потребность комплексного
подхода к эффективному использованию человеческого капитала в регионе.

112
Аннотация

Проблема развития и совершенствования моногородов продиктована задачами не только развития бизнеса и предпринимательства на соответствующих территориях, но и повышения качества жизни населения для предотвращения оттока трудоспособного населения. Остро стоит вопрос об опережающем развитии проблемных территорий, использовании современных инструментов для раскрытия потенциала социально-экономического развития моногородов. Как один из инструментов рассматривается аутсорсинг в его усовершенствованном виде. Существующая практика и опыт использования аутсорсинга для диверсификации экономики моногородов, развития малого и среднего бизнеса показывают зависимость аутсорсеров от экономического положения градообразующих предприятий.
Предлагается, проанализировав мировой опыт аутсорсингового подхода на базе моногородов, определить возможность аутсорсинга при решении проблем моногородов, включающих не только вовлеченность на размещение крупными компаниями, градообразующими предприятиями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах, но и внедрение аутсорсинга в решение социальных проблем, в частности через использование «социального аутсорсинга».

137
Аннотация

Предметом данной статьи является диверсификация экономики малых моногородов, целью – выявление роли сетевых взаимодействий в этом процессе. В данной статье представлены предварительные результаты проекта РНФ «Устойчивое развитие экономики территорий на основе сетевого взаимодействия малых городов и районных центров», направленного на выявление возможностей преодоления нарастающего разрыва в уровне и качестве жизни населения малых городов России в сравнении с населением крупных городов и мегаполисов, на разработку комплекса мер по комбинированию ресурсов и компетенций малых городов в рамках сетевого взаимодействия. Исследование проводится на примере
Тульской и Владимирской областей, Пермского края. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов, включая метод системного анализа, формально-логический метод, диалектический метод познания экономических и социальных процессов, а также количественные и качественные маркетинговые исследования, что позволяет сделать определенные выводы о наличии структурных проблем и тенденций, характерных для современного периода, и предложить рекомендации с учетом специализации городов. Выявлены серьезные проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты моногородов, и препятствия на пути результативного межмуниципального взаимодействия. В то же время, как показывает международная практика, формирование благоприятной институциональ-
ной среды для взаимовыгодного комбинирования ресурсов и компетенций малых городов с разной специализацией способствует реализации совместных проектов и позволяет ускорить процессы диверсификации экономики за счет преимуществ сетевого механизма координации

122
Аннотация

Показано, что проекты развития моногородов должны обеспечивать тесную взаимосвязь между целями стратегического развития, государственными расходами, конечными результатами, а также принципами и инструментами проектного подхода. Осуществлена классификация проектов развития моногородов. Обосновано, что проекты развития моногородов, ориентированные на инновационное развитие, часто реализуются в рамках антикризисной стратегии, ограниченности инвестиционных ресурсов, специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в области проектного управления. Работники, исполняющие проекты развития моногородов, должны обладать элементами поведенческой (лидерство, творчество, этика и др.), контекстуальной (ориентация на проект, финансы, юридические аспекты проекта и др.) и технической компетентности (требования и цели проекта, заинтересованные стороны, риски и возможности и др.). Наличие такого рода компетенций, соответствующих международным
стандартам в области проектного управления, позволит эффективно управлять проектами развития моногородов в условиях постоянных изменений, повышенного уровня рисков и недостаточного развития институтов