ISSN 2308-4057 (Печать),
ISSN 2310-9599 (Онлайн)

Том 2018, №1, 2018

213
Аннотация

В статье представлена оценка социального развития г. Десногорска по сравнению с остальными городами Смоленской области. Исследование показало, что по ряду показателей социального развития Десногорск является лидером в регионе, однако есть показатели, которые у города ниже среднего по всем городам области. На основе индекса социального развития (комбинации нескольких показателей) было выявлено, что социальное развитие Десногорска опережает остальные города области, но с 1996 г. отрыв от регионального центра и остальных городов уменьшается, и постепенно Десногорск по своему развитию приближается к среднему по всем городам. Основной причиной замедления социального развития Десногорска является передача социальных обязательств от градообразующего предприятия администрации города и стремительное сокращение численности населения Десногорска. В постсоветский период из Десногорска начался миграционный отток населения, в основном молодежи. Отток населения в первую очередь вызван монопрофильностью экономики и оптимизацией отрасли. В городе постепенно увеличивается социально-экономический разрыв между сотрудниками АЭС и остальными жителями. В Десногорске самый низкий уровень трудовой мобильности по сравнению с другими городами области. Низкий уровень трудовой миграции наряду с миграционным оттоком говорит о низкой адаптации населения к экономическим и социальным изменениям.

204
Аннотация

В статье анализируется потенциал методологии и инструментария публичного управления в развитии института государственно-частного партнерства на различных уровнях. Доказывается необходимость интеграции инструментов публичного управления в существующую практику государственно-частного партнерства для повышения его эффективности и результативности. Установлено соответствие основных положений теории публичного управления задачам развития государственно-частного партнерства. Выделены основные проблемы современной практики развития государственно-частного партнерства, определяющие потребность во внедрении публичного управления. Раскрыты конкретные направления реализации государственно-частного партнерства на основе концепции и методов публичного управления. Предложен механизм управления государственно-частным партнерством на основе современного инструментария публичного управления. Определены перспективы трансформации традиционной системы государственно-частного партнерства в новую парадигму публично-частного партнерства. Результаты могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства, коммерческими организациями при обосновании участия в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

229
Аннотация

Реструктуризация монопрофильных городов – одна из самых острых проблем социально-экономического развития России. Ее суть фокусируется в устаревшей материально-технической базе, слабых ростках малого и среднего бизнеса, недостаточном качестве жизни, низкой мобильности человеческого капитала, отсутствии инноваций. В самом большом по территории субъекте Российской Федерации – Республике Саха (Якутия) – находится и наибольшее число монопоселений в Дальневосточном федеральном округе. Рывок к цивилизационному фронтиру требует освоения передовых практик инновационного развития моногородов, коренной модернизации всей городской инфраструктуры. Любой проект реструктуризации монопоселения должен учитывать все социокультурные риски и быть привлекательным, прежде всего, для проживающего в нем населения. Без эффективной и системной социальной политики на региональном уровне в сотрудничестве с открытой корпоративностью градообразующих предприятий невозможно провести позитивную трансформацию монопрофильных городских агломераций. Изучение социального самочувствия населения в условиях реструктуризации северных моногородов даст возможность выработать технологии оптимизации взаимоотношений в системе «муниципальная власть – корпорация – население», создаст предпосылки городов нового поколения.

195
Аннотация

Территории многих моногородов и более мелких поселений с некогда развитой промышленностью на современном этапе развития не удовлетворяют новым потребностям людей. Без тщательно выработанной концепции освоения этих территорий последние становятся зонами отчуждения. Слабое внимание к этим объектам приводит к их деградации, формированию на их территории складских зон, мелкого и не всегда легального производства, концентрации сомнительного бизнеса. На сегодняшний день сложились три конкурирующие программы, которые претендуют на реализацию и воплощение в практиках городского развития: Smart Сity (умный город), Culture-led (лидерство посредством интенсивного культурного развития), Livable Сity (комфортный город). Все они могут улучшать качество жизни основных социально-демографических групп или просто способствовать экономическому процветанию городов. Содержание области исследования: выявление, анализ и разрешение проблем становления и развития теории и практики управления «умными городами» как социальными и экономическими системами с целью вскрытия устойчивых связей и закономерностей, определяющих природу и содержание этих проблем, логику и механизмы их разрешения. В  частности, реализация социально-ответственного проектирования «умного города» на примере моногорода Юрга Кемеровской области будет способствовать формированию практик общественного обсуждения и решения вопросов, связанных с формированием устойчивой комфортной и безопасной городской среды.

212
Аннотация

Жители моногородов сталкиваются со специфическим кругом проблем, влияющих на их социальное самочувствие. Целью исследования стало выявление и описание типов жизненных стратегий жителей моногорода с ориентацией на место жительства и место привлекательности городской среды и миграционных установок в них. Исследование реализовано с помощью стратегии кейс-стади методом глубинного интервью с жителями города Саянска, относящегося к категории моногородов с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения и ставшего исследовательским кейсом. Для описания контекста использованы также статистические данные о численности и миграции населения Саянска, историческая летопись города. На основе двух признаков (восприятие качества городской среды и сформированность миграционных установок) построена типология жизненных стратегий, описаны связанные с ними характеристики жителей. Исследование показало, что в жизненных стратегиях жителей наблюдается, с одной стороны, спектр в разной степени сформированных миграционных установок (в зависимости от характеристик жителей), а с другой – разная степень удовлетворенности качеством городской среды, делающая город привлекательным или непривлекательным в глазах населения.

258
Аннотация

Значимость использования социологического знания в управленческой деятельности зачастую остается недооцененной. Те же органы управления, которые ориентируются в своей работе на обратную связь, мнения, оценки, предложения управляемой подсистемы, оказываются в более выигрышном положении, являясь успешными руководителями. В работе обозначена целесообразность включения результатов социологических исследований в процессы управления, особенно если его объектом являются региональные и муниципальные сообщества, а также представлен обзор практики проведения социологических исследований Кузбасским центром изучения общественного мнения. За годы функционирования центром проведено более 600 социологических исследований, из них большинство – в целях обеспечения администраций Кемеровской области, муниципальных образований региона обратной связью для возможности наиболее взвешенного принятия управленческих решений. Почти 30-летний опыт работы службы наглядно доказывает целесообразность использования социологической информации как для разрешения конкретных и узких проблем (оценка планируемых мероприятий, проектов; отношение к деятельности отдельных структур, руководителей и т. д.), так и для реализации долгосрочных целей: повышения социальной защищенности населения или повышения качества его жизни.

243
Аннотация

Особенность Новокузнецкой агломерации состоит в том, что города (поселения) агломерации относятся к моногородам, для которых ключевой проблемой развития является модернизация экономики на основе инновационной модели. В этой связи актуальной является проблема исследования преимуществ агломерации для решения задач модернизации входящих в ее состав моногородов. В статье данная проблема изучается с позиции эконом-социологического подхода. Предметом исследования стали совокупность условий жизни и качество жизни населения в агломерации как необходимые предпосылки обеспечения модернизации квалифицированными кадрами. С целью оценки социального благополучия населения был проведен анкетный опрос жителей Новокузнецкой агломерации (N=1023), которые выступили в качестве экспертов. На основе системного анализа результатов опроса условия и качество жизни населения агломерации можно охарактеризовать как внутренне противоречивые. С одной стороны, агломерационные связи позволяют удовлетворить важные потребности населения, для значительной части населения характерны позитивный настрой на будущее, местная идентичность и включенность в различные формы общественно-полезной деятельности. С другой стороны, характеристики качества и условий жизни находятся преимущественно к среднему значению. Это означает, что они не относятся к факторам, которые привлекают квалифицированных специалистов, способных решать инновационные задачи модернизации. Результаты исследования представляют практический интерес для местных властей и руководителей предприятий моногородов. Без роста качества жизни, более полного удовлетворения потребностей населения и роста привлекательности территории как места жительства кадровые проблемы модернизации не решить.

242
Аннотация

В статье предложена методика оценки восприятия фирмами-производителями тенденций развития конкуренции на внутрирегиональных потребительских рынках. Конкуренция рассматривается как функция, имеющая многомерный латентный характер, устанавливающая связь между набором аргументов-факторов и набором результатов-последствий развития конкуренции для фирм, которые в свою очередь являются факторами ограничения конкуренции для конечных потребителей. Оценка развития конкуренции для предприятий учитывает влияние нескольких групп факторов, среди которых – барьеры для входа новых предприятий на рынок, ограничения функционирования действующих фирм и факторы потребительского спроса. Источником данных для оценки выступают результаты интернет-опросов фирм-производителей региона. В статье приведены примеры оценок восприятия конкуренции фирмами-производителями на отдельных потребительских рынках омского региона. Результаты оценивания могут использоваться региональными властями при принятии решений о характере и направлениях государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, функционирующих на внутрирегиональных потребительских рынках; а также могут быть полезны фирмам-производителям при разработке конкурентных маркетинговых стратегий.

208
Аннотация

В представленной статье рассматривается решение задачи управляемого воздействия на развитие экономики моногорода за счёт малого предпринимательства путём использования специализированных методов управления. Уделяется внимание текущей ситуации в монозависимых городах РФ и рассмотрены существующие подходы к решению социально-экономических проблем в них. Авторы исследования предложили свой подход к решению социально-экономических проблем в моногородах. Данный подход базируется на основе использования группы стратегий управления мезофакторами города и микропоказателями малого бизнеса, функционирующего на его территории. В статье приводится описание каждой группы стратегий как с позиции городской администрации, так и со стороны бизнеса. В своих ранних исследованиях авторы доказали существование значимой корреляционной связи между социально-экономическими показателями моногорода и агрегированными экономическими индикаторами малого бизнеса. Исследование проводилось на основе анализа статистических показателей более 400 малых компаний моногорода Юрга за период с 2007 по 2016 гг. В статье приводятся соответствующие выводы о возможности применения вышеописанных стратегий как в масштабах всего моногорода, так и по отношению к отдельным отраслям городской экономики.

218
Аннотация

Обосновывается необходимость разработки мобилизационной модели планирования для территорий с неопределенным государственным статусом, каковой является Донецкая народная республика (ДНР). Одной из проблем управления экономикой ДНР, которая в данный момент трансформируется, является отсутствие института государственного планирования экономики. Экономика ДНР в данный момент находится в критической зависимости от экономик граничащих с ней государств и требует мобилизации, что подразумевает наличие стратегии, плана. То есть в ДНР временно должна действовать собственная мобилизационная модель государственного планирования, учитывающая фактор экономической безопасности.

Отмечается, что мобилизационная модель планирования является, по сути, централизованной моделью планирования, обеспечивающей в чрезвычайных условиях форсированное развитие отдельных отраслей промышленности. Мобилизационную модель планирования можно считать социально эффективной только в том случае, если государство вынуждено перестраивать свою экономику для защиты своей автономности, что сейчас актуально для территории ДНР, и она должна действовать на временной основе.
193
Аннотация

На основе изучения паспортов госпрограмм федерального и регионального уровня, относящихся к развитию Республики Дагестан, дается анализ качества их нормативно-правовой и методической базы в сопоставлении с реальным положением дел. На проблемы с качеством указывают выявленные в базе серьезные методологические изъяны, не позволяющие действенно решать региональные проблемы и ведущие к их консервации. Что касается реалий, обнаруживается невозможность определения вклада программ в достижение декларируемых целей и оценивания эффективности деятельности органов исполнительной власти, ответственных за их реализацию. Расхождения между целями и результатами обусловлены дублированием функций и размыванием ответственности властных структур, дефицитом ясности в движении встречных денежных потоков от центра к регионам и наоборот, отсутствием координации различных инструментов региональной политики, ориентированных на решение стратегических задач, реализацию программных установок. Нерешенность подобных проблем актуализирует необходимость создания многоуровневого координационного механизма в целях проведения в регионе стратегически согласованной и сбалансированной социально-экономической политики.

233
Аннотация

С целью преодоления кризисного вектора развития моногородов необходимо формирование стратегии повышения уровня их конкурентоспособности, что должно базироваться на комплексе взаимодополняющих действий как со стороны градообразующего предприятия, так и со стороны моногорода. В статье представлен анализ тенденций развития монопрофильных образований России, показаны основные проблемы развития моногородов. На основании полученных результатов предложены базовые направления повышения конкурентоспособности монопрофильных образований. В качестве предмета исследования определены тенденции и направления развития моногородов России. Целью работы является рассмотрение особенностей функционирования моногородов в России, выявление наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на повышение их конкурентоспособности, определение перспективных направлений развития моногородов с учетом деятельности градообразующего предприятия. В статье автором применены методы библиографического, исторического, сравнительного, экономико-статистического, а также анализа динамики и структуры исследуемых параметров. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов исследования при формировании стратегии повышения конкурентоспособности и роста социально-экономических показателей моногорода. Полученные автором в ходе анализа данные о социально-экономическом состоянии моногородов свидетельствуют об усилении негативных процессов.

189
Аннотация

В статье рассматривается развитие практик инициативного бюджетирования в России и за рубежом. Отмечается недостаток теоретической проработки и методологической поддержки процесса инициативного бюджетирования, что не способствует предметной институционализации инициативного бюджетирования и препятствует распространению лучших практик и социального обучения среди широких слоев стейкхолдеров. Показана важность решения фундаментальной научной задачи в виде создания методик оценки результативности бюджетных расходов в различных дискретных институциональных альтернативах и формирования на уровне российских муниципалитетов механизмов продуктового бюджетирования. Представлены элементы научного дискурса в данной сфере в контексте развития вопросов модернизации государственного управления и бюджетного процесса в частности. Применительно к практикам развития в регионах отмечается нахождение процессов в сфере открытости бюджетных данных и инициативного бюджетирования скорее на стадии «информирования», тогда как для успешности функционирования системы необходим переход к стадии вовлечения и сопроизводства. Рассмотрены возможности использования открытости бюджетов и инициативного бюджетирования как элементов прямой демократии для развития моногородов вместе с другими инструментами стратегического управления.

208
Аннотация

Рассмотрена задача улучшения социально-экономических характеристик муниципальных образований типа моногородов, решение которой основывается на применении стратегии преобразования их в территории опережающего социально-экономического развития. Показано, что для успешного достижения целей данной стратегии необходимо в процессе разработки стратегических решений и в ходе их реализации выявлять факторы риска отклонения от цели стратегии и оценивать степень их негативного влияния на процесс достижения заданных стратегических показателей. Методическое обеспечение такой деятельности предлагает операциональная теория управления риском. Применение прикладных методов операциональной теории управления риском, дополненных методами системной экономической теории и теории нечетких множеств, позволяет, как показывает опыт, увеличить шансы успешного достижения стратегической цели и повысить качество управления процессом формирования – на базе моногородов – условий опережающего социально-экономического развития. Представлены и систематизированы рекомендуемые методы выявления факторов риска недостижения стратегической цели и разработки антирисковых управленческих воздействий.

226
Аннотация

Статья посвящена исследованию устойчивого развития северных (арктических) моногородов. Дается оценка государственной поддержки российских моногородов в современных условиях, выделены особенности функционирования северных (арктических) моногородов, которые требуют особого подхода к разработке мер поддержки. Рассматривается метод диверсификации градообразующего предприятия в стратегических документах мнопрофильных поселений – комплексного инвестиционного плана (Кип), отмечается, что такой подход не позволяет системно управлять социо-эколого-экономическими процессами моногородов. В стратегии не учитывается экологический фактор, что не решает накопленные экологические проблемы в Российской Арктике. Обосновывается необходимость использования кумулятивной (совокупной) оценки экологического воздействия на окружающую среду от добычи полезных ископаемых, который позволит измерять и управлять социо-эколого-экономическими процессами. Предложена интеграционная модель стратегического управления на основе оценки кумулятивного воздействия на региональном уровне.

251
Аннотация

Экономическое развитие в территориальном аспекте обладает чертами неравномерности, которые усиливаются с течением времени благодаря эффекту path dependence. Вместе с тем уровень развития территорий восприимчив к различным макроэкономическим и глобальным факторам, среди которых все более значимым становится становление «экономики знаний» под влиянием научно-технического прогресса. Целью статьи является изучение региональной динамики экономики знаний в России (на основе данных 2005–2015 гг.), выявление векторов знание-интенсивного развития и прогнозирование тенденций развития групп и отдельных регионов (на примере Кемеровской области). Для количественной оценки регионального развития экономики знаний использован индекс экономики знаний, отражающий состояние четырех основных аспектов (образование, условия жизни населения, ИКТ-инфраструктура и региональная инновационная система). Анализ региональных диспропорций экономики знаний проведен на основе расчета квинтильных коэффициентов. Исследование позволило установить, что региональное развитие на основе знаний в России крайне неоднородно: для «фоновых» аспектов экономики знаний (ИКТ- и здоровьесберегающая инфраструктура) преобладает конвергентная тенденция, для «ядра» экономики знаний (система воспроизводства и использования знаний) – дивергентная тенденция. На основании этого сделан вывод, что сохранение либерально-ориентированной региональной экономической политики в России будет способствовать формированию асимметричной модели экономики знаний, в которой лишь меньшинство регионов получит доступ к преимуществам развития на основе знаний.

247
Аннотация

В статье рассматриваются современные парадигмальные основания, заложенные в Концепции пространственного развития России. В целях исследования процесса смены пространственных парадигм проведен сравнительный анализ ретроспективного и перспективного этапов пространственного освоения территорий в разрезе стратегического видения, характеристик парадигм использования территории и типов пространственного развития. Характеристика горизонтально-отраслевого этапа развития и конъюнктурно-истощительного подхода к использованию территории дана на примере освоения запасов углеводородов. Выделены условия, формирующие стратегическое видение временного освоения территории, включающие влияние природно-геологических факторов, проявление закона убывающей отдачи, ориентацию сугубо на экономические ценности и доминирование отраслевых интересов. Переход к парадигме целостного и комплексного освоения территории рассмотрен в контексте эволюции ценностных ориентаций, составляющих аксиологическую основу концепций развития общества. В качестве рекомендаций указано, что помимо социально-эколого-экономического развития освоение территорий должно оцениваться с позиций критериев инклюзивного развития. Инклюзивность как цель может быть достигнута при организации пространства на основе современных подходов, включая социальный и коммуникационный. Инклюзивность как средство решения региональных проблем предполагает разработку принципов и механизмов участия резидентов и органов власти ресурсных территорий в принятии решений по их использованию.

206
Аннотация

Одним из направлений развития территориальных образований сегодня является концентрация усилий на конкурентоспособных региональных процессах и формирование траектории их развития. Однако не все направления развития регионов могут существовать обособленно. Цель работы – изучение теоретических аспектов агломерации и формирования макрорегионов в условиях сложной внешнеполитической ситуации, обострившихся социально-экономических процессов, введения и расширения антироссийских санкций и прочих деструктивных процессов в экономике страны. Основной смысл хозяйственной агломерации и формирования на этой основе укрупненных макрорегионов – развитие эффективных интеграционных процессов и синергетический эффект, а как следствие этого – саморазвитие территорий. Научный вклад автора заключается в структурировании подходов к понятию «агломерация», а также в формировании авторского подхода к понятию и построению агломерации. Автором предлагаются методические аспекты формирования макрорегиона на основе хозяйственной агломерации. Автором сформирована концептуальная схема процесса создания макрорегиона на основе хозяйственной агломерации, которая может быть применена и реализована в процессе региональных экономических изменений. Основные выводы: смысл агломераций и формирования на этой основе укрупненных макрорегионов – развитие эффективных интеграционных процессов и синергетический эффект; макрорегион не предполагает изменение федеративного устройства, а затрагивает только экономические процессы; для построения макрорегиона необходима грамотная проработка агломеративного ядра и основных хозяйственных процессов, которые позволят активизировать синергетический эффект и запустить процесс саморазвития территорий.

203
Аннотация

Дальнейшее развитие моногородов, экономика которых полностью зависела от одного-двух градообразующих предприятий и от научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, расположенных здесь, является чрезвычайно актуальным. Правительственной комиссией были приняты комплексные инвестиционные планы по модернизации моногородов, даны разрешения на создание на их базе «свободных экономических зон» и «территорий опережающего развития», что в конечном итоге должно повлиять на их экономический рост. Проведенный анализ показал, что основное внимание в стратегии развития моногородов отводится развитию местной промышленности и малого бизнеса, связанному с оборонным комплексом, сельским хозяйством; местными властями предлагаются проекты строительства свиноферм, молоко-, мясо, масло-, рыбоперерабатывающих производств, открытие производств в сфере стройиндустрии. Однако вопрос эффективного вложения бюджетных средств и инвестиций продолжается оставаться весьма обсуждаемым в экономической науке. Предлагаемые в статье ключевые показатели развития моногородов, эконом-математические модели распределения инвестиционных потоков, позволяют спрогнозировать векторы их развития на дальнюю перспективу.

208
Аннотация

Регион можно представить как совокупность проживающих на его территории людей, функционирующих предприятий, организаций, органов власти. Такое территориальное образование формирует потребность в удовлетворении общественных потребностей, в обеспечении нормального общественного воспроизводства. Региональная экономика является трехуровневой: региональный (уровень региона в целом), муниципальный (уровень муниципалитетов) и поселенческий уровень (уровень городских и сельских поселений). Последний исследован недостаточно. Опираясь на системно-воспроизводственный подход, в статье рассматриваются фундаментальные проблемы моногородов как индустриальных центров Ивановской области, которые сформировались преимущественно вокруг градообразующих предприятий текстильной промышленности. На протяжении всего пореформенного периода в этих населенных пунктах, большинство из которых относится к малым городам, наблюдается «свертывание» как материального производства (промышленности, строительства, торговля), так и нематериального производства (здравоохранение, образование, культура), отток населения в более благополучные поселения и регионы, острая нехватка трудовых ресурсов в количественном и в структурном аспектах, отсутствие финансовых возможностей для саморазвития. Перечисленные проблемы приводят к тому, что и в малых моногородах, и в регионе в целом воспроизводится депрессивное состояние экономики. Решение этих и других проблем малых городов в условиях старопромышленного депрессивного региона, каковым продолжает оставаться Ивановская область, невозможно без участия федерального центра.

147
Аннотация

Цель исследования – разработка методологических подходов к формированию институциональной системы регионального управления, обеспечивающей комплексное социально-экономическое развитие регионов. Система управления представлена как взаимосвязанная совокупность подсистем, в число которых входят организационные структуры (институциональная система), планово-прогнозные документы и механизм управления (инструменты воздействия). Выявлены проблемы комплексного развития, которые действующая система управления не в состоянии решить или решает их неэффективно. Дана оценка роли институциональной системы управления в реализации стратегических направлений комплексного социально-экономического развития региона. Сделан анализ институциональной структуры управления пространственным развитием субъекта РФ, анализ функций, полномочий, схем и процедур практической деятельности региональных органов власти с позиции обеспечения единства и взаимосвязи между региональным и муниципальным уровнями управления. Разработаны основные направления формирования институциональной системы регионального управления, обеспечивающей комплексное развитие регионов. Исследованы проблемы реализации полномочий органов власти по комплексному развитию территорий, институциональные проблемы комплексного обустройства территорий. Сделан вывод о том, что основные проблемы экономического и социального развития регионов вызваны преобладанием отраслевого подхода и недостаточным учетом пространственного фактора в управлении, слабостью территориального планирования, отсутствием специальных органов и механизмов управления пространственным развитием, т. е. отсутствием того, что в совокупности должно составлять институциональную систему регионального управления. Предложены рекомендации для органов власти по обоснованию полномочий, прав, обязанностей и функций институциональных структур регионального управления, обеспечивающих повышение эффективности институциональной системы управления.

110
Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-методического обоснования процесса выбора приоритетных национальных проектов в условиях необходимости обеспечения экономической безопасности Российской Федерациии ее отдельных регионов. Отражена роль экономической безопасности в системе национальной безопасности государства, показана взаимосвязь приоритетных национальных проектов и системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в контексте вызовов и угроз, сформулированных в отечественных нормативно-законодательных актах стратегического характера. Показано, что стратегия устойчивого развития регионов сегодня формируется и реализуется через призму приоритетных национальных проектов, а оптимальное обеспечение экономической безопасности на региональном уровне невозможно без научно- и методически обоснованного государственного регулирования. С целью методически обоснованных критериев выбора приоритетных национальных проектов в отдельных регионах, в том числе с позиции обеспечения их экономической безопасности, предложено использование кластерного подхода, позволяющего определить приоритеты развития региона и направления обеспечения его экономической безопасности. На основании теоретико-монографических обобщений была скорректирована методика оценки потенциала кластеризации региона в контексте обеспечения его экономической безопасности. Апробация разработанной методики показала возможность ее применения для оценки уровня приоритетности национальных проектов на региональном уровне.

114
Аннотация

Экономика «ресурсных» российских регионов характеризуется превалирующей ролью относительно небольшого числа крупных производств с низкой добавленной стоимостью. При этом современная институциональная среда для предпринимателя в России является явно недружественной и затратной. Устойчивый же рост региональной или национальной экономики, измеряемый количественно, не может быть обеспечен, на наш взгляд, без качественных институциональных изменений инновационного характера. На основе методологии институционального проектирования через выработку и реализацию стратегии институционального развития можно решить задачи обеспечения качественного инновационного экономического роста региона «ресурсного типа» на примере Красноярского края. Можно сформировать институциональную среду, которая будет не углублять противоречия между интересами субъектов, а балансировать эти интересы. Следует нивелировать противоречия между формальными и неформальными нормами путем повышения эффективности механизмов принуждения, ускорять позитивные институциональные изменения путем развития квалифицированного потребления благ, стимулировать производителей на реализацию конкурентных возможностей, стимулировать регуляторов на обеспечение результативного надзора за производством благ, формировать стимулы производителям благ к инновационной активности.

206
Аннотация

Целью исследования является рассмотрение существующих критериев отнесения городов к моногородам в Республике Беларусь. Предметом исследования являются моногорода Республики Беларусь. В статье обобщены основные подходы к понятию «монопрофильный город». На основе анализа Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь показано положение моногородов Беларуси в системе расселения. Проанализированы существующие критерии отнесения городов к категории «моногород» и представлены крупнейшие градообразующие предприятия Республики Беларусь. Предложены основные направления дальнейшего развития монопрофильных городов Беларуси, которые могут быть использованы органами государственного управления и местного самоуправления при разработке основных положений регионального развития и законодательном закреплении категории «монопрофильный город» в Республике Беларусь, а также включение в основные стратегические документы Республики Беларусь пункта развития монопрофильных городов с постоянным мониторингом их развития и принятием корректирующих мероприятий в случае депрессивного состояния. Необходимо отметить, что важным направлением дальнейших исследований выбранной тематики является определение критериев комплексного анализа моногородов, которое будет учитывать не только уровень экономического развития градообразующего предприятия, но и уровень социально-экономического развития города как административно-территориальной единицы с градообразующим предприятием.

112
Аннотация

Предмет работы – элементы системы развития моногородов. Цель – описание модели системы развития моногородов, обеспеченной элементами инновационной инфраструктуры. Основа методологии работы – концепции С. Паркинсона, Х. Такеучи, Й. Шумпетера. Область применения результатов работы – российские моногорода, отнесенные к категории с наиболее сложной экономической ситуацией. Результатом работы являются рекомендации по формированию инновационной инфраструктуры моногородов, что приведет к повышению их конкурентоспособности, переходу из категории с наиболее сложной социально-экономической ситуацией в категорию управляемого риска. Вывод состоит в необходимости создания инфраструктуры инновационного развития моногорода с ресурсным центром подготовки кадров (проектный офис с учреждением дополнительного образования, центром стандартизации квалификаций, методическим центром взаимодействия образовательных учреждений и предприятий моногорода) и информационной экспертно-консультационной инфраструктурой (проектный офис инновационного развития и предпринимательства с отделами коуч- и форсайтного управления, центром стандартизации и центром инвестиционно-инновационного развития, инновационно-коммуникационная площадка, консорциум бизнес-инкубаторов). Разработанная модель служит для эффективного управления социально-экономическим развитием моногородов.