ISSN 2308-4057 (Print),
ISSN 2310-9599 (Online)

Том 2021, №1, 2021

1
Аннотация
Идея стратегического мышления совершенно противоположна традиции увязывать выбор агентов (индивидуальных или коллективных) с процессом максимизации при наличии ограничений. Теория общего равновесия обесценила понятие стратегии, так же как теория всеобщей свободной торговли девальвировала понятие суверенитета. Но эта парадигма разваливается. С появлением радикальной неопределенности, ставшей очевидной из-за пандемии COVID-19, нужно заново изучать науку и искусство стратегии, ведь мы живем в мире баланса сил. Как можно определить стратегию? Необходимо четко различать стратегию государства и стратегию компании. Этот дискуссионный вопрос находится в самом фокусе спора о роли и значении различных институций в экономике. Существует множество стратегий. Поэтому нужно задаться вопросом: следует ли упражняться в искусстве выбора стратегии, если присутствует имманентная предрасположенность к рискованным операциям.
0
Аннотация
Арктика играет важную геостратегическую и экономическую роль для целого ряда государств из-за колоссальных запасов углеводородов и возможности обеспечения энергетической безопасности для многих стран Европы и мира в ближайшие десятилетия. Освоение месторождений углеводородного сырья, находящихся в экстремальных природно-климатических условиях, требует от науки и производства создания и разработки не только уникальных технологических решений для добычи, но и «сорсинговых» стратегий. Это стратегии по привлечению транспортных средств, способных эффективно работать в экстремальных условиях Арктики. Технологическая и транспортно-логистическая сложность реализации проектов по добыче природных ресурсов в Арктике определяет необходимость формирования высокоэффективной системы обеспечения проектов, включая морскую авиацию, флот и комплексные базы обеспечения. Такая система обеспечения производства, помимо решения задач технического плана, должна исключить негативное влияние на чувствительную экосистему Арктической зоны РФ и прилегающих морских акваторий, полностью соответствуя самым высоким нормам экологической и промышленной безопасности.
0
Аннотация
Стратегия цифровой трансформации позволяет компаниям формировать конкурентные преимущества через улучшение взаимодействия со своими потребителями и поставщиками, выход на новые рынки. Однако создание собственной торговой платформы региональными компаниями не всегда экономически оправданно. В этой связи актуальным является выстраивание цифровых платформ на региональном уровне, в которых при поддержке региона будут участвовать несколько компаний. За счет участия нескольких региональных компаний такие платформы смогут более успешно конкурировать не только с корпоративными платформами крупных компаний, но и с такими платформами как Amazon и AliExpress. Стратегическая инициатива развития региональных цифровых платформ нацелена на инновационные компании, которые продвигают свою продукцию конечным потребителям (BtC). Однако региональные платформы могут использоваться для разных рынков и разных отраслей, в том числе и для продвижения промышленной продукции (BtB), производимой в региональных индустриальных кластерах Кузбасса, а также в иных направлениях. например, для обеспечения мониторинга состояния окружающей среды. В статье подробно рассматривается региональная инвестиционно-­финансовая платформа, которую предлагается развивать на базе Инвестиционного портала Кузбасса. Данная платформа нацелена на привлечение финансирования для реализации средне- и долгосрочных инвестиционных проектов в Кузбассе как от крупных институциональных, так и индивидуальных инвесторов. Кроме того, с целью притяжения ликвидности в регион разработана стратегическая инициатива запуска региональной финансовой платформы в Кузбасса для розничных инвесторов. Данная платформа развивает региональный фондовый рынок, активно вовлекая накопления кузбассовцев в региональную финансовую систему. Отличительной особенностью данной региональной финансовой платформы от множества банковских платформ является открытость и привлечение к совместной работе различных банков, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предоставление больше информации об эмитентах, низкие комиссии для инвесторов, нацеленность на конкретный регион. Еще одной перспективной цифровой платформой является цифровая система, позволяющая согласовывать стратегии различного уровня: от федеральных, региональных и отраслевых, до местных и частных компаний. Серьезным вызовом при реализации стратегических инициатив по созданию региональных платформ является нарастающая конкуренция со стороны зарубежных платформ. Разработаны предложения, позволяющие уменьшить эти риски за счет введения точечных ограничений на работу зарубежных платформ, а также сбалансированного уровня предоставления данных участниками платформ.
3
Аннотация
Решение задач преодоления последствий кризисных явлений и ускоренного экономического роста требует пересмотра сложившихся методов и технологий управления развитием субъектов социально-­экономической и предпринимательской деятельности. Эффективной формой преобразований, приводящих к кардинальному улучшению показателей экономической деятельности, является цифровая трансформация. Проведение цифровой трансформации предусматривает наличие исполняемой стратегии, реализация положений которой обеспечивает достижение целевого состояния экономической системы за счет оптимального распределения доступных ресурсов по приоритетным направлениям. Кроме того, готовность экономической системы к проведению цифровой трансформации должна сопровождаться наличием соответствующего внешнего окружения. В статье представлен авторский подход к решению задач анализа процессов, составляющих основу региональной экономики. На примере социально-экономической системы Кемеровской области проведена комплексная оценка состоятельности региона по формированию благоприятного бизнес-окружения для хозяйствующих субъектов, находящихся на начальном этапе цифровой трансформации. Результатом исследования является обоснование положений, что для снижения рисков стагнации экономического роста необходима поддержка ведущих региональных предприятий – лидеров прогресса, внедряющих капиталоемкие технологии и проводящих цифровую трансформацию бизнеса. Наличие подобных полюсов роста позволит снизить барьер доступа к цифровым технологиям для малого и среднего бизнеса, обеспечив устойчивость и конкурентоспособность региона. Показано, что залогом успешности проведения цифровой трансформации является создание ИТ-экосистем, реализующих концепцию системного подхода к принятию решений по управлению бизнесом, используя для этого технологии экономики знаний, такие как предиктивная аналитика, искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления и пр. Даны практические рекомендации по формированию единого информационного пространства в концепции цифрового предприятия.
1
Аннотация
Введение. Благосостояние государства зависит от эффективного использования трудовых ресурсов. Временной разрыв между потребностью экономики в специальных кадрах, их профессиональной подготовкой и адаптацией снижает эффективность их использования и требует применения методологически точно разработанного инструмента – стратегии. Это актуально в силу возрастающей неопределенности развития экономики и социальной сферы, появления новых возможностей и угроз, связанных с цифровизацией, роботизацией, глобализацией и мировых эпидемий. Объекты и методы исследования. В работе на основе теории стратегии и методологии стратегирования Иностранного члена РАН, д-р экон. наук, профессора В. Л. Квинта представлены основные элементы и этапы стратегирования. Конечной целью реализации любой стратегии (глобальной, национальной, региональной, отраслевой, корпоративной и личностной) по методологии В. Л. Квинта является повышение качества и уровня жизни человека. Результаты и их обсуждение. Основными элементами являются: стратегические возможности развития трудовых ресурсов, стратегические интересы, стратегические приоритеты развития трудовых ресурсов, конкурентные преимущества трудовых ресурсов, миссия развития трудовых ресурсов, видение развития трудовых ресурсов, эффективность развития трудовых ресурсов. Предварительный (организационный) этап включает появление идеи о необходимости стратегии, выбор методологии стратегирования и команды стратегов. Первый этап включает определение стратегических возможностей на основе выявления трендов. На втором этапе изучаются интересы и строятся стратегические приоритеты. На третьем – обозначаются конкурентные преимущества. Четвертый этап посвящен миссии развития трудовых ресурсов. На пятом определяется видение развития трудовых ресурсов, на шестом – эффективность, на седьмом осуществляется реализация стратегии. Выводы. Эффективное и результативное стратегирование развития трудовых ресурсов требует четкого соблюдения методологии и последовательного прохождения всех необходимых этапов.
2
Аннотация
Введение. Проблематика настоящей статья связана с вопросами реализации одного из наиболее крупных проектов в направлении трансформации научно-образовательного ландшафта Кузбасса – проекта Сетевого университета научно-образовательного центра мирового уровня «Кузбасс». Целью исследования является оценка модели проекта сетевого университета в аспекте повышения собственной эффективности вуза и управления его ресурсными состояниями при помощи технологии цифровых двойников. Объекты и методы исследования. Предложен проект по созданию сетевого университета со взаимодействующими кампусами в Кузбассе, целью которого станет подготовка конкурентоспособных специалистов для отраслей постиндустриального производства и решения широкого спектра управленческих, аналитических и экономических задач территорий Кузбасса. Результаты и их обсуждение. Проведен градостроительный анализ территории, предложены конкретные проектируемые инфраструктурные решения по кампусам сетевого университета Кузбасса в контексте онлайн-образования и индустрии 4.0. Выводы. Образ сетевого университета связан с позиционированием обучения не с целью получения документа об образовании, а для обеспечения каждого человека осознанным выбором и реализацией траектории развития в условиях цифровой экономики. Прогнозирование успешного освоения человеком траектории и последующей профессиональной деятельности позволяет сделать траекторию его развития объектом привлечения инвестиций. Дана первичная оценка и представление результатов проектируемых инфраструктурных решений по кампусам. Вопросы входят в перспективы исследования возможностей сетевого университета Кузбасса и позиционирование проекта в стратегии «Приоритет 2030».
0
Аннотация
Введение. Социальный капитал является важным стратегическим активом регионального развития. Он относится к институтам, отношениям и нормам, которые формируют качество и количество социальных взаимодействий общества. Человеческий и социальный капиталы вместе с институциональной средой являются тремя столпами человеческого потенциала для создания богатства. Целью данной статьи является предложение основных подходов к определению и оценке социального капитала и его типов для дальнейшего использования полученных результатов при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития регионов. Объекты и методы исследования. В работе определены три параметра социального капитала – частота контактов между индивидами, однородность и иерархичность, а также представлены четыре типа социального капитала – устанавливающий связи, сближающий, определяющий и объединяющей. Результаты и их обсуждение. В качестве практического результата исследования проведен анализ развития социального капитала в регионах Центрального федерального округа России по выборочным показателям за 2000–2019 гг. Показаны приоритетные направления развития социального капитала в стратегиях города Москвы, Московской, Калужской и Курской областях. Выводы. Для определения стратегических приоритетов развития социального капитала на уровне регионов необходимо не только понимать механизмы проявления его ключевых составляющих, но и оценивать его текущее состояние, анализировать формирующие факторы и выявлять тенденции на будущий период. Исследование может представлять ценность как для научных работников, так и для лиц, принимающих управленческие решения в сфере территориального стратегического развития.
0
Аннотация
Введение. Одним из основных векторов трансформации государственного управления в России является создание сложной системы распределенных ситуационных центров. Для продвижения этого перспективного механизма, имеющего многофункциональные инструменты эффективного электронного администрирования и руководства социально-экономическими процессами в рамках публичного государственно-частного партнерства, потребуется создать дополнительную инфраструктуру в каждом регионе страны. Универсальность и исключительность данного механизма заключается в его масштабных возможностях, позволяющих заниматься детализированным мониторингом, анализом, прогнозированием и стратегированием важнейших сфер жизнедеятельности государства. Объекты и методы исследования. Системы управления ситуационных центров, которые важны для России с точки зрения перспектив развития государственного управления и регулирования через увеличение скорости принятия решений. Использованы общепринятые методы: изучение международных и отечественных практик, экономический анализ, классификация, экспертная оценка и метод дедукции. Результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования можно использовать в качестве теоретической основы для модификации действующих и запланированных ситуационных центров на территории России, в особенности тех, которые будут составлять неотъемлемую часть системы распределенных ситуационных центров. С учетом стремительного освоения и создания новых инструментов государственного управления необходимо нивелировать отставание от ведущих стран в данной области. Выводы. Современные реалии диктуют новые подходы в области государственного управления и регулирования. Именно поэтому развитие ситуационных центров на территории Российской Федерации выделено в качестве стратегически важного направления для создания централизованной системы управления страной. Совершенствование функциональных возможностей таких центров приведет к качественному улучшению всей структуры государственного аппарата.
1
Аннотация
Социально-экономическое развитие регионов и государства зависит от совокупности имеющихся стратегических факторов и от способности их грамотного использования. Последние десятилетия ознаменовались быстрой динамичностью и сменой условий функционирования экономических систем, в силу проявления различного рода тенденций, приводящих к возникновению новых вызовов и шоков на глобальном, национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях. Ухудшение экономической обстановки, усиливающее давление на ресурсную, материальную и технологическую базу, создает дополнительные ограничения и препятствия для отраслевого и регионального развития в России. Из-за непропорциональности в распределении ресурсов на региональном уровне регионы находятся в поиске ассиметричных и кардинально новых стратегических решений, призванных сконцентрировать все имеющиеся ресурсы для осуществления качественного рывка. Разработанная «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года», утвержденная региональным законом, устанавливает в качестве такого стратегического приоритета «Кардинальное преобразование Кузбасса в торговый центр и хаб Сибири», имеющий огромное значение для всех стратегических направлений, в том числе для отраслевого и регионального развития. Масштабность приоритета обусловливает необходимость дополнительного изучения отдельных аспектов данного стратегического направления. Целью настоящего исследования стало определение стратегической значимости торгово-транспортного хаба Кузбасса в стратегировании регионального и отраслевого развития. В исследовании приводится оценка интересов в данном стратегическом приоритете и их систематизация по соответствующим группам. Определяется концептуальная структура торгово-транспортного хаба Кузбасса, выделяются взаимосвязи со стратегическими контурами «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года» и отмечается роль функционирования данного хаба в отраслевом и региональном стратегировании, указывается общественная и экономическая эффективность.
0
Аннотация
Согласно мировым прогнозам совокупное потребление стран с формирующимся рынком будет расти быстрее, чем потребление стран с развитой экономикой. На такие рынки будет приходиться все большая доля мирового потребления. Крупные предприятия – отраслевые лидеры с сильными брендами, качественным клиентским сервисом, развитыми цифровыми и техническими инновациями, сформированной инфраструктурой – находятся в наилучшем конкурентном положении для ориентации своих товаров и услуг на новые рынки. Страны с формирующимся рынком предоставляют стратегические возможности для долгосрочного роста, особенно Китай, Индия и Бразилия. Успешная экспансия в страны с формирующимся рынком может способствовать рентабельности продаж, оборачиваемости активов и географической диверсификации бизнеса в долгосрочной перспективе. Целью настоящего исследования стало выявление и определение особенностей стратегирования предприятий легкой промышленности и индустрии моды в странах с формирующимся рынком. В исследовании приводится глубокая оценка методики OTSW-анализа как инструмента выявления стратегических возможностей, анализируются и систематизируются тенденции, а также подчеркивается роль фэшн-стратегирования как механизма учета отраслевых особенностей. Выявленные результаты в ходе научного исследования позволяют разработать стратегию развития национального бренда «Made in Kuzbass» в странах с формирующимся рынком, способствующего формированию глобального имиджа Кузбасса.